Флористика основы цвета и света

Цветовой порядок

Обозначение цветов и их использование облегчается, если пользоваться порядковыми системами цветов. При этом важно выделить не только желтый, красный и синий цвет. Для профессиональной практики это более чем недостаточно. Рассмотрим некоторые из таких порядковых систем.

Треугольник основных цветов

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными цветами или первичными. Это - желтый, красный и синий цвет. В равностороннем треугольнике каждый из этих цветов должен покрывать равноценную поверхность.

Прямоугольная форма

Хотя и существует порядковые системы, в которых некоторые другие цвета тоже обозначаются как основные (например, у Освальда - это зеленый цвет), все же они имеют свою специфику. А для флориста скорее всего необходимо понятие "естественного" порядка цветов, которое используются в области прикладного искусства, которое помогает нам осознанно использовать цвета.

Шестицветный естественный круг

Если смешать два основных цвета, то получим чистую цветовую смесь или вторичные краски. Площадь круга разделена в этом случае на шесть равновеликих секторов. Основные цвета расположены в каждом втором поле. В свободном поле между желтым и красным образуется смесь из обоих цветов, а именно - оранжевый цвет. Между красным и синим находится фиолетовый, а между синим и желтым - насыщенный зеленый. На нашем рисунке - это дополнительные треугольники. Эти смешанные цвета возникают посредством смешения двух одинаковых частей первичных красок разного цвета. Эти шесть цветов находятся в одинаковой последовательности в радуге. Таким образом, этот цветовой круг является естественным цветовым расположением.

Двеннадцатицветный естественный круг

Шестицветный круг может быть расширен сколь угодно многими смешенными цветами, которые содержат соответственно различные части двух основных цветов. Если ограничиться соответственно тремя смешанными цветами между двумя основными цветами, возникает двеннадцатицветный естественный круг. Желтый, как самый светлый, расположен вверху; далее, направо, цвета изменяются к красному, слева находится синий с соседними смешанными цветами.

Каждый из упомянутых основных цветов имеет равную сферу влияния в цветовом круге, его воздействие охватывает половину круга. Автором этого круга является Гете.

Каковы же названия этих цветов? Исходя из цветового круга Оствальда, они будут иметь одно название, у флористов уже становятся обыденными названия красок по Бисальскому и его атласу цветов. Мода с ее постоянными меняющимися названиями не дает нам возможности "закрепить" за каждым цветом точное название. Поэтому то, как Вы их будете называть, зависит от Вас самих.

На каких примерах можно увидеть эти чистые цвета?

  • Желтый - лимоны, примулы
  • Желто-золотой, желто-оранжевый - шафран
  • Оранжевый - апельсины, календула
  • Оранжево-красный - настурция
  • Красный - кармин
  • Пурпурный, красно-фиолетовый - пион, рубин
  • Фиолетовый - аметист
  • Голубой цвета ультрамарин - дельфиниум
  • Сине-фиолетовый - индиго (краска экзотических растений)
  • Синий - василек, аквамарин (драгоценный камень)
  • Бирюзовый, сине-зеленый - бирюза (драгоценный камень)
  • Зеленый - насыщенно-зеленые листья, изумруд
  • Цвет свежей листвы, желто-зеленый - молодая листва

Эти названия цветов происходят из цветового круга Оствальда, их так же часто употребляют флористы.

Прямоугольная форма
Но цвета изменяются не только по оттенку цвета, но и по освещенности. Желтый цвет является самым светлым чистым цветом, а фиолетовый - самым темным цветом в цветовом кругу. Также по освещенности этот переход от более светлого к более темному должен происходить равномерно.

Цветовая шкала

Практически невозможно создать какую-либо порядковую систему для смешанных цветов из-за огромного разнообразия комбинаций цветов и соотношения частей красок. Поэтому обычно ограничиваются цветовыми шкалами, или прямыми смешанных цветов. Они представляют собой прямую, связывающую два выбранных цвета с постепенными переходами от одного к другому. Если, например, белый и черный цвета находятся на крайних точках, серые тона разных оттенков будут между ними, и эту шкалу нецветных красок называют серым сопровождением.

Треугольники смеси или квадраты смеси составляются аналогично, но они уже исходят из трех или четырех цветов. В этих фигурах всегда возникают цветовые группы, являющиеся смесью многих полутонов гармоничного соединения.

В областях этих полутонов лежат цвета, в которых нуждается флорист, чтобы соединять различные цвета. Иногда даже он сам изготовляет такую цветовую смесь, чтобы применить ее в декоративных досках, сосудах или сухом материале экспозиций.

Цвет предмета в искусственном свете

Мы знаем: свет является "пакетом" различных цветовых лучей. Каждый источник света имеет особенную структуру своего спектра. Если свет падает на предмет, то одна часть поглощается, а другая часть отбрасывается назад и производит при встрече с глазом человека цветовое восприятие.

А если сам свет содержит, например, части голубого цвета? Изменится ли от этого цвет предмета? Ответ на этот вопрос положительный.

При солнечном цвете все цвета имеют "свой собственный" вид. Рассмотрим теперь, как выглядят цвета при искусственном цвете.

Дневной свет - люминесцентная лампа

Красный - естественно, притупленно
Оранжевый - немного светло, холодно
Желтый как золото - немного бледно
Лимонный - неизменно
Желто-зеленый - несколько свежее
Зеленый - естественно
Зелено-голубой, голубой - естественно, свежо
Фиолетовый, пурпурный - интенсивно, немного светлее
Белый - светло-бело

Свет лампы накаливания

Красный - немного коричневато
Оранжевый - светящеся, но желтовато, положительный эффект
Желтый как золото - более мягко, освещая, положительный эффект
Лимонный - живо, положительный эффект
Желто-зеленый - охра
Зеленый - оливково (отрицательный эффект), более бледно
Зелено-голубой, голубой - немного серовато
Фиолетовый, пурпурный - сильно серовато
Белый - желтовато, бледно

Цветочно-люминесцентная трубка

Красный - полно, светящийся, положительный эффект
Оранжевый - чисто, освещая, положительный эффект
Желтый как золото - немного насыщенно, положительный эффект
Лимонный - немного массивно
Желто-зеленый - несколько слабо
Зеленый - немного глубже, положительный эффект
Зелено-голубой, голубой - освещая, положительный эффект
Фиолетовый, пурпурный - живеe, положительный эффект

Галогенные лампы накаливания

Красный - естественно, но не так тепло
Оранжевый - естественно, несколько свежее
Желтый как золото - естественно, освещая
Лимонный - неизменно, свежо
Желто-зеленый - светло, положительный эффект
Зеленый - неизменно
Зелено-голубой, голубой - естественно, несколько более холодно
Фиолетовый, пурпурный - естественно, немного глубоко
Белый - естественно, светло, положительный эффект

Итак, мы видим, что голубые, фиолетовые и пурпурные цветы в желтоватом свете ламп накаливания кажутся приглушеннее и темнее в своем цвете, чем при дневном освещении. То есть, если цветочная декорация хорошо смотрится при свете лампы накаливания, все же лучше отказаться в ней от голубых цветов, в то время как желтые и оранжевые тона будут в ней смотреться привлекательно.Цветовой контраст Контраст - это различие. Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета. Если флорист будет при составлении композиции обращать внимание на цветовой контраст, то он достигнет следующего: 1. Он сможет, в зависимости от величины контраста, достичь богатого напряжения, живого воздействия при большом контрасте или незначительным контрастом добиться сдержанного, мягкого, тонко согласованного акцентирования. 2. Он сможет посредством выбора определенного цветового контраста привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков. Если флористу необходимо подчеркнуть силу света краски, то важно ставить их в соседство с сероватыми, коричневатыми или оливково-зелеными тонами. Цвета и их свойства Наши чувствительные реакции на цвет частично объективны, их можно объяснить какими-либо физическими параметрами. Но есть и субъективные реакции, которые очень значимы в области флористики. Объективными свойствами цветов являются * Оттенок цвета * Чистота, а также сила света, качество или интенсивность * Освещенность * Множество краски или количество. Количество цвета, размеры цветового пятна или поверхности также имеют влияние на эффективность цвета, поэтому их можно называть свойством цвета. Субъективно воспринимаемые свойства цветов * Активность цвета * Температура цвета * Воздействие веса цвета Эти свойства находятся в связи с физиологическими и психологическими воздействиями цветов. Возбуждающее, раздражающее воздействие цвета является активностью. Красный цвет - самый активный. Зеленый - самый пассивный цвет. Ощущение температуры и активность находятся в тесной взаимосвязи, здесь очень сильны ассоциации с огнем и водой. Таким образом, оранжевый и оранжево-красный цвет воспринимаются как теплые. Снежно-белый и бирюзовый - как холодные. Ощущение веса при взгляде на цвет так же вызывают наши ассоциации - вверху находится легкий воздух и светлое небо, внизу - тяжелая, темная земля. То есть все светлое воспринимается как легкое, темное - как тяжелое. Кроме того, воздействие веса находится во взаимосвязи с густотой краски: светлое - воздушное, и поэтому легкое; темное - плотное, и поэтому тяжелое. По этой причине ощущение веса в цветах средней освещенности едва ли играет какую-то роль. Описание цветов Цвета растений хорошо описывать, если называть представленные свойства красок вместе с оттенком цвета. Например, роза "Baccara" - красная, светящаяся чисто, средней освещенности, активная и теплая. Бутоны энциана - чисто голубые, относительно темные, спокойные и прохладные. Лилия "Longiflorum" - зеленоватая до кремового белого, смотрится чисто, светло, легко, прохладно и спокойно. Цветовой контраст Контраст свойств цветов, которые можно объективно установить, называют первичным контрастом. Контраст субъективно воспринимаемых свойств называют вторичным контрастом. Первичный контраст играет при оформлениях решающую роль. Но вторичный контраст никогда не должен упускаться из виду. Цветовой контраст появляется при самом незначительном отклонении цвета. Уже в пределах одного, даже обозначенном как одноцветном бутоне, имеются незначительные контрасты, которые вызваны различной экспозицией формы или изменением пигментации по краям лепестков. Прямоугольная форма Особый случай цветовых оттеночных контрастов - это красочный -некрасочный контраст. Красочный - некрасочный контраст - это тот случай, когда нецветные краски выбираются как нейтральный промежуточный или задний фон. Они оставляют пестрые цвета, так сказать, одними, так как они сами воспринимаются как игра освещенности. Контраст освещенности Он является базой каждой экспозиции с цветом. Никакой другой цветовой контраст не оживляет игру красок так, как он. Он создает оптическое отделение форм, частей и физический эффект. Темные тона создают игру теней и пластичную глубину, светлые цвета вносят оживляющий свет и легкий, разрыхляющий эффект. Тот, кто выбирает различные оттенки цвета, но равной освещенности, достигает неясного, невыразительного результата. Чистый контраст, или качественный контраст Он отличает чистые цвета от смешанных или очень приглушенные, матовые от несколько оживленных и более чистых, будь это основные или вторичные цвета. Оливково-зеленый, например, чище, чем немного ржавый, песчано-коричневый и находится в качественном контрасте к коричневому. Смешанные цвета применяются обычно для больших поверхностей (нижний и задний планы), для сосудов и т.д. Смешанные цвета пассивнее, чем чистые, так что качественный контраст является в большинстве случаев также и контрастом активности. Множественный контраст, или количественный контраст Он исходит не из множества воздействий, и не от фактического количества красок. Равные количества желтого и фиолетового, например, находятся как раз в количественном контрасте, так как желтый воздействует гораздо сильнее, чем фиолетовый, из-за силы своего света. Выбирать равные множества воздействий различных цветовых оттенков композиционно часто невыгодно, так как это может привести к конкурирующему воздействию и к неясному высказыванию красок. Количественный контраст требует объяснения иерархии, воздействия преобладающего цвета, так как другие цвета будут только дополнять его. В таком случае выражение экспозиции будет более отчетливым. Прямоугольная форма Вторичные контрасты бывают часто действенны, но только в том случае, если правильно обозначены первичные контрасты: Активный контраст находится во взаимосвязи с качественным контрастом. При чистых оттенках цвета в своих воздействиях красный и зеленый цвет являются полярным контрастом, пурпурный и фиолетовый - незначительным контрастом. Температурный контраст исходит из воздействия тепла красок, имеющих части красного цвета. Но иногда и структура материала, имеющего цвет, тоже может оказывать влияние на ощущение тепла краски. Например, гладкая, металлическая, блестящая поверхность красного антуриума имеет меньше теплового воздействия, чем красный, волокнисто-шерстяной материал. Таким образом, этот контраст является часто также структурным контрастом. В зависимости от количественных соотношений можно освежить температурным контрастом теплые цвета или добавить тепла в прохладные голубые тона. Весовой контраст находится в тесной взаимосвязи с контрастом освещенности. Если темные цвета располагают над светлыми, то нужно учитывать их мнимую тяжесть и оставлять под ними свободное пространство, куда они могут "спадать, ничего не поглощая". Прямоугольная форма Часто используемое правило: "светлое над темным" можно применять только тогда, когда этого требуют формы цветов или если хотят достигнуть расширения границ экспозиции вверх